Государственное казенное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Зубцовский детский дом»

Программа развития ГКУ "Зубцовский детский дом" на 2018-2022 годы
Утв. приказом № 51/У от 06.04.2018
ПриложенияСкачать (1.6 MБ)

 

 

 

Программа развития ГКУ "Зубцовский детский дом" на 2018-2022 годы

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка……………………………………………………….. стр 5
2. Раздел I 
1.1.Паспорт Программы ………………………………………………………… стр 9
1.2.Приоритетные направления развития …………………………………….. стр 14
3. Раздел II
2. Анализ ситуации и концептуальные основания Программы Развития….стр 16
2.1. Информационная справка о детском доме ………………………………….стр 16
2.2. аналитическая справка о состоянии детского дома ………………………стр 17
2.2.1. характеристика контингента воспитанников ……………………………стр 17
2.2.2. социальная адаптация воспитанников и постинтернатное сопровождение… стр 21
2.2.3. организация отдыха и оздоровления детей ………………………………………. стр 22
2.2.4. характеристика педагогического коллектива …………………………………… стр 23
2.2.5.материально – техническая база детского дома ………………………………….. стр 24
2.2.6. состояние питания детей………………………………………………………………. стр 28
2.2.7. особенности воспитательно – образовательного процесса ………………………. стр 29
2.2.8. характеристика содержания деятельности специальных коррекционных служб.стр 32
2.2.9. социальный заказ о ожидаемый результат развития детского дома ……………..стр 34
2.2.10. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних ………………………………стр 36
2.2.11. Защита прав и законных интересов воспитанников ………………………………. Стр 37
2.2.12. Состояние методической работы детского дома……………………………………. стр 40
4. Раздел III.
3. Проблемно – ориентированный (SWOT – анализ)………………………………………. Стр. 43
3.1. SWOT-анализ нормативно-регламентирующей базы, определена ее стратегия развития стр 44
3.2. SWOT-анализ кадрового потенциала учреждения …………………………………….стр 46
3.3. SWOT-анализ материально – технической базы……………………………………….стр 49
3.4. SWOT-анализ организационных условий………………………………………………. Стр 52
3.5. SWOT-анализ социального партнерства детского дома………………………………стр 55
3.6. SWOT-анализ технологий используемых в образовательном процессе……………. Стр 57
5. Раздел IV.
4. Концепция Развития детского дома………………………………………………………..стр 59
4.1. Цели и задачи развития воспитательной системы детского дома…………………..стр 60
4.2. Принципы воспитательного процесса и основные требования к содержанию, 
определению форм и методов воспитательной работы…………………………………... стр 61
4.3. Механизмы функционирования воспитательной системы………………………… стр 63
4.4. Мониторинг результатов деятельности детского дома по формированию 
компетентности воспитанников ………………………………………………………….. стр 67
4.5. Сроки реализации Программы………………………………………………………..стр 69
6.Раздел V.
5.1 Управление реализацией Программы развития……………………………………. Стр 70
5.2. Ожидаемые результаты ……………………………………………………………….. стр 79
5.3. Мероприятия по реализации программы развития………………………………… стр 80
5.4 Финансовое обеспечение мероприятий Программы Развития………………………стр 89

 

 

Пояснительная записка

Проблема социального сиротства остается одной из острейших проблем в России на сегодняшний день. У воспитанников детских домов масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного человека. И основная миссия детского дома – помощь в социальной адаптации воспитанников. К настоящему времени сложилась парадоксальная ситуация: все образовательные учреждения имеют государственную программу, где четко определено содержание обучения, требования к знаниям и умениям, а для детских домов таковых нет. При этом детский дом призван выполнять социальный заказ государства на воспитание личности с высокой общей культурой, способной быстро адаптироваться к жизни в обществе, осуществлять осознанный выбор и в дальнейшем освоить профессиональные образовательные программы (из Закона РФ “Об образовании”, ст.9), а также выступить гарантом социальной защищенности детей, взять на себя обязанность обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы, развития всех задатков и способностей, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде, тем самым, компенсируя отсутствие родительской заботы. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» деятельность детского дома строится на принципах гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, защиты прав и интересов детей, лишенных родительского попечения. Ключевыми задачами Национальной стратегии действий в интересах детей, утвержденной Указом Президента Российской Федерации являются помимо всего прочего: организация работы по реабилитации и восстановлению в родительских правах родителей воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поиску родственников и установлению с ними социальных связей для возврата детей в родные семьи. Все вышеизложенное актуализирует проблему создания воспитательной системы в ГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Зубцовский детский дом».
У большинства наших воспитанников родители живы. Зная о наличии родителей, дети не перестают, так или иначе, стремиться к ним, порой ищут для себя оправдание их асоциальному поведению, что исподволь формирует у них недоверие и даже враждебность по отношению к окружающим их взрослым из детского дома. Воспитанники, проживающие в детском доме, как правило, испытывают трудности социализации. Это целый комплекс затруднений, с которыми ребенок сталкивается при овладении той или иной социальной ролью. Причиной возникновения этих затруднений является чаще всего несоответствие требований к ребенку со стороны социума и готовности ребенка соответствовать данным требованиям. Трудности овладения социальной ролью возникают у наших детей чаще всего тогда, когда ребенок не информирован о сущности этой роли, либо информация об этой роли не соответствует действительности, или же у ребенка нет возможности испытать себя в этой роли. В условиях детского дома трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе социализации, удваиваются. Происходит это потому, что сама организация жизни детей в детском доме устроена так, что у ребенка формируется только одна ролевая позиция – позиция сироты. Эта роль удерживает воспитанника в иждивенчестве и блокирует проявление его потенциальных возможностей. Этому способствуют и ограничение личного пространства (кусок стены над кроватью, тумбочка с личными вещами, содержимое которой постоянно контролируется воспитателями) – невозможность уединения, регламентированный режим проживания. Таким образом, проживание ребенка в детском доме не дает ему возможности самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов со средой в соответствии с динамикой собственных потребностей.
Сегодня перед государством и обществом стоит 2 задачи: 
 выступить гарантом социальной защищенности таких детей, взять на себя обязанность обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы, развития всех задатков и способностей, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде, тем самым, компенсируя отсутствие родительской заботы; 
 подготовить их к самостоятельной взрослой жизни.
На наш взгляд, в современной теории и практике существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к социальному становлению подрастающего поколения, к решению проблем социального сиротства, с одной стороны, и консерватизмом и инертностью педагогических систем образовательных учреждений для детей-сирот, недостаточной теоретической и практической разработанностью механизмов управления развитием воспитательных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, с другой стороны. На основании выявленных противоречий нами определена проблема организационно-педагогического обеспечения процесса управления развитием воспитательной системы детского дома. В рамках данной проблемы сформулирована тема Программы развития детского дома: «Совершенствование педагогической системы детского дома, способствующей формированию социальной компетентности и готовности воспитанников к самостоятельной жизни». 
Социальная компетентность – интегрированный показатель готовности ребенка к самостоятельной жизни. Показателем социальной компетентности является уровень развития социальных навыков и умение адекватно их использовать в различных жизненных ситуациях. То есть взять на себя выполнение определенных социальных ролей взрослой жизни. Считаем, что инновационными подходами при формировании социальной компетентности воспитанников при построении воспитательной системы детского дома являются следующие: 
1. Интеграция воспитанников в социальное окружение через различные формы сотрудничества с социальными партнерами детского дома; 
2. Гибкий режим проживания воспитанников; 
3. Социальное образование и социальное воспитание детей-сирот посредством организации теоретических и практических занятий в рамках программы социального воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Использование инновационных методик (практической направленности: активных, интерактивных методов работы) проведения занятий; 
4. Систематическая работа детского дома с родственниками воспитанников и людьми желающим принять в свои семьи воспитанников нашего учреждения – на выходные, каникулярные дни с целью их социальной адаптации; 
5. Устройство детей в приемные семьи, под опеку, на усыновление посредством работы Служб по подбору, подготовке и сопровождению приемных родителей, в том числе через реализацию программ «Школа приемных родителей».
6. Организация в учреждении деятельности социально-психологической службы сопровождения воспитанников, переданных в семью на воспитание и приемных родителей. 
7. Организация в учреждении деятельности Службы по постинтернатному сопровождению выпускников первого года. 
8. Трудоустройство воспитанников старшего подросткового возраста в свободное от учебы время. 
9. Участие воспитанников в проектной деятельности, конкурсах, соревнованиях местного, районного, краевого и всероссийского уровня. 
10. Организация в детском доме деятельности по интересам воспитанников.
11. Расширение выбора учебных заведений НПО, СПО и ВПО вне зависимости от места жительства воспитанника. Содействие в продолжении обучения детей в 10 – 11 классах 
12. Создание условий для плодотворного общения воспитанников со сверстниками вне стен детского дома (совместное участие в соревнованиях, конкурсах местного, районного, краевого значения и т.д.); 
13. Организация соревнований, эстафет, праздников в детском доме с приглашением гостей – открытость детского дома. 
14. Повышение учебной мотивации у воспитанников. 
15. Развитие системы детского самоуправления. Постоянный творческий подход к поиску новых, инновационных способов организации жизнедеятельности детей в детском доме

 

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: