Государственное казенное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Зубцовский детский дом»

Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

 

 

 

Программа
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей

Раздел I
Учебно-тематический план

 п/п

Темы

Всего

Количество часов

Форма контроля

в том числе

лекции

семинары- тренинги

1

Введение в курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее – подготовка граждан)

2

 

2

Струк-туриро-ванное интер-вью

2

Представление о потребности развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей

4

2

2

 

3

Этапы развития ребенка

6

6

 

 

4

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

2

 

2

 

5

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

 

2

2

 

 

6

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

4

 

4

 

7

Трудное поведение приемного ребенка, навыки управления трудным поведением ребенка

4

 

4

 

8

Обеспечение безопасности ребенка.  Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

2

 

2

 

9

Особенности полового воспитания приемного ребенка

4

 

4

 

10

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

4

 

4

 

11

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

2

2

 

 

12

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

2

 

2

 

13

Подведение итогов освоения курса подготовки в приемные  родители. Итоговая аттестация

2

 

2

Собесе-дование

14

Всего

40

12

28

 

Раздел II
Программа тем

Подраздел 1 «Введение в курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей», включающая проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение в том числе следующих тем:
а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;
б) задачи подготовки, в том числе касающиеся:
выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами трудного поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;
в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);
г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;
д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Подраздел 2 «Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей», включающий в том числе:
а) изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
б) проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
в) проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
Подраздел 3 «Этапы развития ребенка», включающий в том числе изучение следующих тем:
а) общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
б) роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Подраздел 4 «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка», включающий в том числе изучение следующих тем:
а) виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
б) диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия;
в) семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
г) оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Подраздел 5 «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)», включающий в том числе изучение следующих тем:
а) потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
б) причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
в) типы «нарушенной привязанности» (понятия «негативная (невротическая) привязанность», «амбивалентная привязанность», «избегающая привязанность», «дезорганизованная привязанность»);
г) понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
Подраздел 6 «Адаптация приемного ребенка и приемной семьи», включающий в том числе изучение следующих тем:
а) особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка;
б) этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;
в) тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;
г) роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
Подраздел 7 «Трудное поведение приемного ребенка, навыки управления трудным поведением ребенка», включающий в том числе изучение следующих тем:
а) формы трудного поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;
б) эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
в) причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
г) понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с трудным поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание каким образом в решении проблем трудного поведения могут помочь специалисты.
Подраздел 8 «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка», включающий в том числе изучение следующих тем:
а) создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
б) способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
в) предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;
г) медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Подраздел 9 «Особенности полового воспитания приемного ребенка», включающий в том числе изучение следующих тем:
а) возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
б) формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;
в) способы защиты ребенка от сексуального насилия.
Подраздел 10 «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка», включающий в том числе изучение следующих тем:
а) родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;
б) стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;
в) способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
г) социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
д) семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;
е) понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Подраздел 11 «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан», включающий в том числе изучение следующих тем:
а) правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;
б) формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства;
в) требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;
г) порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
д) правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;

е) порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;
ж) порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье;
з) порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;
и) меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Тверской области; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;
к) защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
л) порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
м) правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;
н) порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;
о) последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;
п) порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Подраздел 12 «Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям», включающий в том числе изучение следующих тем:
а) родительские и профессиональные функции приемной семьи;
б) взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;
в) информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;
г) взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Подраздел 13 «Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители», включающий в том числе:
а) обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий;
б) обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;
в) проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;
г) составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).».

 

 

 

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: