УТВЕРЖДАЮ
Директор ГКУ «Зубцовский детский дом»
______________ НВ Журавлева
Приказ №_____ от_________
Программа
профилактики экстремизма, идеологии терроризма, террористической деятельности
на 2021-2025 годы.
Зубцов 2021
Пояснительная записка
Формирование негативного отношения к такому опасному явлению в обществе, как экстремизм, является комплексной задачей, требующей скоординированных усилий органов государственной власти всех уровней с общественными организациями и объединениями, религиозными структурами, другими институтами гражданского общества и отдельными гражданами.
Угроза экстремизма продолжает оставаться одним из основных факторов, дестабилизирующих общественно-политическую обстановку в Российской Федерации, в том числе и на территории Тверской области.
В последнее время активизировалась деятельность асоциальных молодёжных организаций спекулирующих на идеях национального возрождения и провоцирующих рост преступных акций, нарушения общественного порядка на этнорелигиозной, политической почве. Это приводит к социальной напряжённости и ведёт к усилению экстремистских проявлений. Молодёжь подвержена вовлечению в деятельность экстремистских организаций через сеть-Интернет, где они могут столкнуться с вредным контентом. Проблема толерантности актуальна для нашего многонационального народа РФ и региона в частности. Программа направлена на укрепление в детском доме толерантной среды на основе принципов мультикультурализма, ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия.
Она призвана укрепить основы и методы процесса формирования толерантного сознания и поведения учащихся. Реальными механизмами ее осуществления являются комплексные меры, направленные на развитие гражданского общества, воспитание гражданской солидарности, патриотизма и интернационализма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма.
Толерантность должна пониматься не просто как терпимое отношение к чему-то иному, отличающемуся от привычного нам. Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы
Основные нормативно-правовые акты, необходимые для осуществления работы по профилактике экстремизма:
1.Закон об образовании РФ;
2.Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
3.Федеральный закон от 05 июля 2002 года № 112-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»;
4.Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму»;
5.Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 (в редакции от 03.11.2004) «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации»;
6.Постановление Правительства Российской Федерации о 18.01.2003 г. № 27 (в редакции от 08.12.2008) «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».
Цель Программы
Организация антитеррористической деятельности, противодействие возможным фактам проявления терроризма и экстремизма, укрепление доверия населения к работе органов государственной власти, администрации школы, формирование толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.
Задачи Программы
- создание оптимальных условий для адаптации обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации в социуме;
-воспитание культуры толерантности и межнационального согласия;
- формирование у обучающихся мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к культурному диалогу;
-общественное осуждение и пресечение на основе действующего законодательства любых проявлений дискриминации, насилия и экстремизма на национальной и конфессиональной почве.
Сроки реализации программы :
2021-2025 годы
Цели и задачи программы
Целями программы являются:
-реализация государственной политики в области профилактики экстремизма в Российской Федерации, совершенствование системы профилактических мер антиэкстремистской направленности;
-предупреждение экстремистских проявлений среди воспитанников ГКУ «Зубцовский детский дом» и укрепление межнационального согласия;
-формирование у воспитанников позитивных ценностей и установок на уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур народов, их традиций и этнических ценностей посредством воспитания культуры толерантности и межнационального согласия;
-формирование у обучающихся навыков цивилизованного общения в Интернет-пространстве, этикета в чатах и форумах, блогах.
-Обеспечение информационной безопасности воспитанников детского дома
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
-повышение уровня межведомственного взаимодействия по профилактике терроризма и экстремизма;
-привлечение граждан, общественных организаций, средств массовой информации для обеспечения максимальной эффективности деятельности по профилактике экстремизма;
-проведение воспитательной, пропагандистской работы с обучающимися и работниками школы, направленной на предотвращение экстремистской деятельности, воспитанию толерантности, культуры мира и межнационального согласия в детской среде.
-проведение мероприятий с воспитанниками по предотвращению экстремизма и мониторинга психолого-педагогическими службами.
-проведение мероприятий с воспитанниками по предотвращению экстремизма;
-использование сети Интернет в воспитательных и профилактических целях, размещение на сайте школы информации, направленной на формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, а также этнокультурного характера, направленной на формирование толерантного поведения и навыков критического осмысления происходящих общественных процессов.
-осуществление мониторинга по развитию и выявлению субкультур и межнациональных отношений в школе.
Реализация Программы позволит:
1. Создать эффективную систему правовых, организационных и идеологических механизмов противодействия экстремизму ,этнической и религиозной нетерпимости;
2. Снизить степень распространенности негативных этнических установок и предрассудков в ученической среде;
3. Способствовать формированию толерантного сознания, основанного на понимании и принятии культурных отличий, неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан;
4. Сформировать у обучающихся навыки цивилизованного общения в Интернет-пространстве, этикета в чатах и форумах;
5.Обеспечить информационную безопасность;
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 5 лет (2021 - 2025 гг) в три этапа.
Содержание работы на этапах программы.
I этап. Подготовительный(2021, 2022 год):
–совершенствование нормативно – правовой базы;
–определение стратегии и тактики деятельности;
–укрепление межведомственного сотрудничества;
–обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений;
–разработки методик и проведение в школе социологического исследования обучающихся, учителей, направленной на профилактику правонарушений;
–вовлечение учащихся во внеурочную деятельность.
II этап. Внедрение(2022,2024г.г.):
–оказание социальной и психолого-педагогической поддержки воспитанников, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
–использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у обучающегося активного жизненного стиля поведения;
–вовлечение обучающихся «группы риска» во внеурочную деятельность.
III этап. Отслеживание и анализ результатов(2024,2025 годы):
–обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;
–соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами;
–определение перспектив развития учреждения в этом направлении.
План работы по предотвращению экстремизма и терроризма
№ |
Наименование мероприятий |
Сроки выполнения |
Ответственный |
Патриотическое направление |
|||
1 |
Воспитательские часы, посвященные знаменательным событиям и датам Великой Отечественной войны |
ежемесячно |
Воспитатели Зам. директора по ВР |
2 |
Обновление стенда к 75-летию Победы в ВОВ |
ежемесячно |
Зам. директора по ВР Педагог доп. образования |
3 |
Общешкольное мероприятие «Песни Победы» |
Май 2021 |
воспитатели |
5 |
Конкурс методических разработок «Навстречу Победе» |
ежегодно |
Зам по ВР |
6 |
Патриотическая акция «Окно Победы», «Журавли Победы» |
ежегодно |
воспитатели. |
7 |
Конкурс чтецов, посвященный Победе в ВОВ |
ежегодно |
Воспитатели |
Работа с документацией |
|||
8 |
Диагностическая работа по выявлению воспитанников, склонных к участию в неформальных молодежных группировках |
Ежегодно |
Педагог - психолог |
9 |
Мониторинг мнения среди воспитанников в целях выявления радикальных настроений |
Ежегодно |
Педагог - психолог |
10 |
Изучение Федеральных законов, регулирующих ответственность за экстремистскую и террористическую деятельность: — Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 29.04.2008) «О противодействии экстремистской деятельности» — Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ (ред. 20 30.12.2008) «О противодействии терроризму» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2010г.) |
2021г. |
Администрация |
Воспитание толерантного отношения |
|||
11 |
Общедомовое мероприятие «Что такое толерантность» |
ежегодно |
Социальный педагог |
12 |
«Круглый стол» на тему: «Толерантность и интолерантность в современном обществе. |
Ежегодно |
Зам директора по ВР |
Противодействие экстремизму и терроризму |
|||
13 |
Обновление материалов информационного стенда по профилактике терроризма |
1 раз в полугодие |
Зам по ВР Соц. педагог |
14 |
Проведение индивидуальной работы по профилактике экстремизма и терроризма |
Ежегодно |
Воспитатели Психолог |
15 |
Проведение воспитательных часов: - «Роль информационной среды в противодействии экстремизму» -«Культура межнационального общения как фактор противодействия терроризму» -«Профилактика экстремизма – развитие толерантности» -«Нет экстремизму» |
Ежегодно |
Воспитатели |